Благотворительное
некоммерческое партнерство
"Cодействие участникам
благотворительной деятельности
"Ветер перемен"

[email protected]

Обратная связь
Научная деятельность
Мастер - классы, лекции, доклады:
1) Сентябрь 2008 - цикл лекций для студентов и преподавателей Шуйского Государственного Педагогического Университета.
2) 29.10.2009 - 15.04.2009 для педагогов декоративно-прикладного творчества Ивановской области в областном государственном образовательном учреждении "Центр дополнительного образования детей". г. Иваново, ул Велижская, д.53.
3) 20-22.04.2009 - мастер-классы на Ассамблее искусств, Москва.
4) Февраль 2010 - доклад Марковой Н.Н. на городской научно-практической конференции "Педагогическое сообщество - 2010" г. Шуя.
5) 26 марта 2010 г. - доклад на II Всероссийской научно-практической конференции "Информационное образовательное пространство детства", публикация в материалах конференции. Москва.
6) 24 октября 2018 - участие в совместном расширенном заседании Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации.

Особенности работы в инклюзивной группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Инклюзивные занятия лепкой в группах с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
Методики развивающих занятий.

Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Надежда Николаевна Маркова, я преподаватель высшей категории, автор программ дополнительного образования, руководитель художественных и инклюзивных студий, а так же благотворительного проекта «Развитие»

Тема Инклюзивных занятий с детьми с ОВЗ очень обширна. Я занималась с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственно отсталыми и с детьми с расстройствами аутистического спектра, приобрела очень много интересного опыта, которым я хочу с вами поделиться. В этой статье мы с вами поговорим об инклюзивных занятиях лепкой в группах с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).

На примере занятий лепкой мы с вами будем рассматривать не только методы преподавания, мы будем рассматривать тему комплексно. План нашей статьи выглядит следующим образом:
1. Теория заболевания ДЦП
2. Польза инклюзивных занятий;
3. Особенные дети = обычные дети;
4. Воспитательная работа;
5. Мотивация, как движущая сила развития;
6. Роль родителей в образовательном процессе;
7. Методика преподавания лепки для детей с ДЦП в инклюзивной группе:
– начало работы;
– журнал наблюдений;
– методики;
Работая в благотворительной организации «Ветер перемен», и организовав студию «Кудесники», я стала заниматься лепкой с социально незащищёнными детьми. Это была постоянная инклюзивная студия, состоящая из детей из многодетных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья (с детским церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра, энцефалопатиями различного генеза и со смешанными диагнозами). В этих же группах я обучала коррекционных педагогов, они наблюдали за ходом занятий, и через некоторое время уже могли вести свои группы.
Этим опытом я и хочу с вами поделиться.

Давайте приступим к теме:

1. Теория заболевания ДЦП.

Для того чтобы эффективно работать с детьми с ДЦП, необходимо понимать и причины и проявления этой болезни. Мы с вами не будем глубоко погружаться в медицинскую теорию, мы с вами педагоги, а не врачи, чтобы ставить диагнозы детям. Но по этим диагнозам от врачей: во-первых, легче сориентироваться, как работать с этими детьми, во-вторых, сразу определить, с какой формой заболевания вы сможете работать в группе.

По медицинскому заключению с определённым диагнозом, вы до личного знакомства с ребёнком уже должны понимать, какие будут трудности, как скорректировать программу. Иногда недостаток информации растит страх работы в такой группе, и для того чтобы преодолеть этот страх мы постараемся информационно подготовиться. Поэтому перед началом освежим в памяти некоторые ключевые моменты и общие понятия этого заболевания, которые мы обязаны знать.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) – это заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При (ДЦП) поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища.
Выраженность симптоматики зависит от поражения мозга и колеблется от легкой, едва заметной формы до тяжелой, приводящей к полной инвалидности. Могут наблюдаться эпилептические припадки, задержка психического развития, трудности восприятия и обучения. Иногда нарушаются зрение, слух, речь, интеллект. Хотя ребенок с ДЦП нередко производит впечатление умственно отсталого, это не всегда так, нарушения интеллекта наблюдаются только в 30-50 % случаев. Заболевание не наследуется.

Термин «детский церебральный паралич» ввёл Зигмунд Фрейд в 1893 году. Он же высказывал предположение, что данное заболевание связано с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. Именно Фрейд, на основании своих работ создал первую классификацию детского церебрального паралича. И на основании этой классификации были составлены все последующие.

Давайте вспомним, какие причины ДЦП выделяют на сегодня. Состояния близкие к церебральному параличу могут возникать в любом возрасте (после инфекционной болезни, инсульта или черепно-мозговой травмы). Но именно ДЦП обычно вызывается поражением или травмой головного мозга ребёнка до родов, во время родов или сразу после них.

Это инфекции, поздний токсикоз, несовместимость матери и плода по резус-фактору, преждевременные роды, родовые травмы. Во многих случаях истинная причина остается неизвестной, но симптомы позволяют в большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП.

Классификация ДЦП основана на характере двигательных нарушений, их тяжести и распространенности. Выделяют пять типов двигательных нарушений:
1) спастичность - повышение мышечного тонуса, выраженность которого уменьшается при повторных движениях; 2) атетоз - постоянные непроизвольные движения;
3) ригидность - плотные, напряженные мышцы, оказывающие постоянное сопротивление пассивным движениям;
4) атаксия - нарушение равновесия с частыми падениями;
5) тремор (дрожание) конечностей.

Примерно в 85% случаев отмечается спастический или атетоидный тип нарушений. Проще говоря – высокий мышечный тонус и непроизвольные движения.

По локализации симптоматики выделяют четыре формы ДЦП:
1) моноплегИческую (с вовлечением одной конечности),
2) гемиплегИческую (с частичным или полным вовлечением обеих конечностей на одной стороне тела),
3) диплегИческую (с вовлечением либо обеих верхних, либо обеих нижних конечностей),
4) квадриплегическую (с частичным или полным вовлечением всех четырех конечностей).
Исходя из этих симптомов, в медицинской классификации МКБ-10 выделяются следующие диагнозы:
1. Спастическая тетраплегия или квадриплегия – форма, при которой заметные нарушения выявляются примерно одинаково в трёх или во всех четырёх конечностях. Это одна из самых тяжёлых форм ДЦП.

- У 50 % детей наблюдаются эпилептические приступы.
- характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей;
- Почти в половине случаев наблюдается патология черепных нервов: нарушения зрения, косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха;
- псевдобульбарные расстройства (то есть нарушения речевого аппарата, такие как дизартрия – нарушение произношения, дисфония – нарушение звучности голоса и дисфагия – нарушение акта глотания, из-за этого слюнотечение);
Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и самую простую трудовую деятельность.

2. Спастическая диплегия
– Это наиболее распространённая разновидность ДЦП (почти три четверти всех спастических форм).
Для спастической диплегии также характерно:
- Нарушение функций мышц с обеих сторон, в большей степени ног, чем рук и лица;
- раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов.
- наиболее распространённые проявления — это задержка психического развития;
- патология черепных нервов: сходящееся косоглазие;
- атрофия зрительных нервов;
- нарушение слуха;
- нарушение речи в виде задержки её развития;
- умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (это могут быть оскорбления или даже просто сегрегация детей с ОВЗ).
В видео пример спастической диплегии в процессе лечения.

Важно, что спастическая диплегия легкой степени поддаётся коррекции. При грамотном всестороннем подходе её последствия будут менее выражены или даже могут нивелироваться полностью. Также эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых детей при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

3. Гемиплегическая форма – это поражение в ноге и руке с одной стороны тела. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна);
- также характеризуется задержкой психического и речевого развития.
- Иногда проявляется монопарезом, то есть ослаблением одной из конечностей. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

4. Дискинетическая форма:
- В клинической картине этой формы характерно наличие гиперкинезов:
- это атетоз медленные тонические судороги мышц конечностей, лица, туловища, гипотония мышц.
- также может проявляться хореоатетозом
- комбинацией медленных и быстрых, порывистых движений;
Хочу продемонстрировать вам видео:

- У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации и обучения. Хочу показать вам ещё одно видео:

Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности.
5. Атонически-астатическая форма - Для этой формы ДЦП свойственна напротив гипотония мышц, нарушения координации, слабость мышц.
- а также атаксия при стоянии и ходьбе, то есть нарушение согласованности движений, неловкость.
- При грубых расстройствах с нарушением функции верхних и нижних конечностей дети не могут удерживать вертикальное положение тела.
Обратите внимание на видео:

Также преобладают явления психомоторного возбуждения, нарушается внимание и восприятие окружающего мира.
Обратите внимание, в первом случае тяжёлая форма. А во втором случае – более легкая форма с поражением преимущественно ног. Ребёнок может частично сохранять равновесие, сидеть. Частично сохраняется способность к самообслуживанию, отмечается сохранение интеллектуальных функций, нарушения речи слабо выражены.
6. Смешанная и неуточнённая формы представляют собой сочетание различных проявлений других форм заболевания.
Спастической диплегии, Гемиплегической формы и Дискинетической формы - это формы ДЦП, с которыми вы чаще всего будете работать в инклюзивных группах.
Ребёнок больной ДЦП, конечно же, нуждается во всесторонней помощи.
Лечение ДЦП проводится с использованием комплексного подхода.

2. Польза инклюзивных занятий.

Существует огромное количество современных методик, которые применяются в зависимости от тяжести заболевания: физиотерапия, рефлексотерапия, массажи, плавание, иппотерапия, логопедическая помощь и коррекция слуха, ортопедические приспособления и фиксаторы, хирургическая, медикаментозная помощь. И обучение трудовой и творческой деятельности занимает не последнее место среди комплексных методов коррекции и реабилитации.

Сразу оговорюсь, что дети с ДЦП должны обучаться с индивидуальным подходом в пределах своих возможностей.
Мы с вами будем говорить о том, как обеспечить индивидуальный подход к детям с ДЦП на инклюзивных занятиях. Давайте также вспомним, что включает в себя понятие «инклюзивное образование».
Еще в начале 20-го века Лев Семёнович Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы объединить специальное обучение детей с особыми потребностями с обучением детей с нормативным развитием. Он писал, что «при всех достоинствах, специальная школа отличается тем недостатком, что создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, не вводит его в настоящую жизнь». Одним из первых Выго?тский указал, что задачей воспитания ребенка с нарушениями развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это преподаватель, психолог, логопед, врачи, администрация учреждения и, конечно же, родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.

Для детей с ОВЗ:
Преимущество инклюзивного образования в том, что:
- ребята участвуют в бо?льшем количестве взаимодействий со сверстниками
- выполняют более сложные задания,
- стараются не отставать от сверстников,
- Инклюзивное образование с бо?льшей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые они могут освоить),
- оно даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде,
- позволяет задействовать групповую учебную деятельность,
- сделать возможным выполнение коллективных творческих работ.

В свою очередь дети с нормативным развитием в инклюзивных группах:
- имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно.
- У них больше знаний о том, что значит «ограниченные возможности», и более лояльное отношение к людям с ОВЗ.
- Инклюзия помогает развивать терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
- Дети начинают осознавать себя в атмосфере принятия, ощущают себя частью этой атмосферы, становятся добрее.
- Кроме того, из практики хочу поделиться наблюдениями - снижается эмоциональное напряжение и тревожность нормативных детей. Дети учатся быть терпимыми не только к другим детям, но и к самим себе. Часто дети, особенно социально-незащищённые, могут испытывать давление и критику, исходящие от значимых взрослых, дома от родителей, в школе от учителей, воспитателей и даже сверстников. От них также часто очень много требуют. И когда нормативные дети видят, что у ребёнка с ДЦП гораздо больше трудностей, и ребёнок при этом не сдается, они также начинают принимать свои трудности и стараться. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию.
- Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого - содействует развитию толерантности.

То есть инклюзивные занятия полезны для всех участников образовательного процесса. Сегодня мы с вами поговорим именно о дополнительном образовании, о занятиях лепкой.

3. Особенные дети = обычные дети.

Если вы только начинаете работать с детьми с ДЦП, вначале важно проработать ваше отношение, как педагога и человека, к детям с ОВЗ. Иногда просто больно смотреть на то, как они стараются и как им трудно. Но нужно отсечь, что он болен, и видеть в нём просто ребенка с трудностями, которые вы можете помочь ему преодолеть. Это просто дети. Как мы уже сказали, одна из главных целей создания инклюзивных групп - объединение детей с трудностями с другими детьми, для того чтобы вытащить их из дома, помочь им социализироваться.

Самое важное – создать атмосферу взаимного принятия. Отношения ребят в группе очень сильно зависят от отношения взрослых, поэтому:
1) Во-первых, обязательно поговорите с родителями нормативных детей, объясните им правильную позицию и модель поведения. Родители могут бояться детей с ОВЗ, не понимать чем могут быть полезны инклюзивные занятия для их детей. Объясните им плюсы, обоснуйте, почему эти занятия будут полезны. Порекомендуйте для взрослых польский фильм «Желание жить», там есть над чем задуматься и нам.
2) Во-вторых, проведите беседу с детьми. Я в методических материалах после статьи подготовила для вас интересный материал о развитии толерантности у детей, по которому вы можете провести беседу. Также Можете продемонстрировать детям советский мультфильм «Цветик - семицветик» и обязательно объяснить его значение после просмотра. Рассказать о том, что даже не имея волшебного «цветика - семицветика» - очень важно, делать добрые дела, помогать детям с трудностями – поддерживать их, понимать и дружить с ними.
3) В-третьих, необходимо своим отношением показать ребятам пример. Важно на занятиях одинаково внимательно относиться ко всем, поправлять и хвалить – одинаково всех детей. Находить, за что похвалить каждого и подмечать, как ребёнок может дополнить свою работу. Ко всем детям у меня были одинаковые требования. На занятии я всегда ориентируюсь на группу, стараюсь оценить их возможности и корректирую программу индивидуально. Или когда вижу трудности этих детей, дополняю программу новыми занятиями, новыми упражнениями.
4) Для детей с ДЦП – не все упражнения и приёмы лепки выполнимы, часто здесь нужен индивидуальный подход. Им нужно гораздо больше внимания, времени и тактильного контакта. Какие - то приёмы, нужно дольше прорабатывать. Бывает в какие-то моменты, нужно взять руки ребёнка в свои, и показать его руками, как выполнить задание. Всегда можно сориентироваться по ходу занятия, важно чувствовать трудности ребёнка и мягко корректировать, иногда меняя способы и приёмы выполнения той или иной поделки под него, добиваясь результата.
5) Детям, которые справляются быстрее – вы можете давать дополнительные задания, подсказывать, как ещё можно доработать их поделку. В своей работе я старалась показать детям с ДЦП, что они должны трудиться на уровне со всеми ребятами, задание - общее для всех.
6) Ещё один важный момент - детей с ДЦП на занятия я приглашала вместе с их опекуном, с родителем или бабушкой. В моей группе были дети с разной степенью нарушений, были и небольшие отклонения, были и детки в колясках. Родитель, по сути, исполняет роль тьютора (есть такое заимствованное слово для обозначения сопровождающего педагога). По-нашему – «наставник», абсолютно профессиональный в области понимания трудностей своего ребёнка, но, как правило, совершенно не понимающий, что такое коррекционная педагогика.
Родители с удовольствием присоединялись к процессу, работа выполнялась пошагово – за мной.
Где можно найти столько профессиональных социальных педагогов, так сильно заинтересованных в прогрессе своего ребёнка? И дети с родителями выполняли работу вместе, каждый свою. При этом родитель корректировал работу и при необходимости где-то повторно объяснял задание, доступными для своего ребёнка словами. От этого занятие только выигрывает, проходит в тёплой милой обстановке, рядом близкий человек сидит и наравне с ребёнком выполняет работу, помогая своему подопечному. Кроме того повышается педагогическая культура родителей. Также когда вы не понимаете речь ребёнка, здесь же в группе бабушка или мама поможет вам и переведёт его речь. Хочу продемонстрировать вам видеозапись с одного из инклюзивных занятий.

7) Следующий важный аспект – необходимость поддерживать эмоциональный настрой. Создавать атмосферу творчества. Нужно уметь заметить тонкости и преимущества в каждой поделке, в каждой работе найти свою «изюминку», сказать о том, что она особенная, со своим характером. Даже в самом плохом всегда находить хорошее. Я часто говорила детям, что многие известные скульпторы стараются создать необычные скульптуры, чтобы их работа запомнилась! У детей из многодетных семей тоже были не развиты руки, так что работы не слишком сильно отличались. Я поддерживала каждого ребёнка и искренне восхищалась их старанием и успехами.

4. Воспитательная работа

И конечно не забывайте о воспитательной работе.
Дети с ДЦП – это те же дети, они могут баловаться, отвлекаться, отвлекать сверстников. Не стесняйтесь корректировать их поведение, делать замечания не только нормативным детям, но и детям с ДЦП.

Постарайтесь запомнить как можно скорее всех ребят по именам. Имя важно запомнить, так как это самое последнее, что может забыть человек. Когда вы называете ребёнка по имени, его внимание переключается и он начинает вас слышать, а вы в этот момент уже можете донести всю необходимую информацию. При большом потоке детей запомнить все имена бывает достаточно трудно. И я могу с вами поделиться одним из своих методов. Знакомство с каждой новой группой у меня проходило на занятии по прикладному искусству тема «Познакомимся друзья», где ребята обводили свою ладошку, и заполняли её рисунком. На каждый год обучения своё задание: геометрический орнамент, растительный, зооморфный, антропоморфный, и так далее. В первый год обучения это можно провести, как проверку остаточных знаний как разработку дизайна перчатки (ведь скоро холода). Затем в центр ладошки вклеивается фотография ребёнка и под ней, или на пальчиках - ребёнок пишет своё имя и фамилию. Или мы сами. Это замечательная карта подсказка группы, где вы в одной таблице видите имя, фотографию и уровень подготовки каждого ребёнка. По заданию определить класс не составит труда. Наклеиваем на ватман и вывешиваем в удобном для вас месте. Дети так же быстрее знакомятся, разглядывая фото.

Поговорим о воспитательной работе в нестандартных ситуациях. При работе с взрослыми детьми с ДЦП, если они переходят ваши личные границы, вы должны спокойно и доброжелательно объяснить ребёнку, правила поведения, например что вы очень рады его видеть, но учителей нельзя целовать - был у меня и такой случай! :) Что целовать можно маму, папу, бабушку, родных. А в отношениях с учителем достаточно сказать, что вы рады его видеть, или даже обнять. Корректируйте линию поведения, помогите ребёнку правильно выстроить отношения учитель - ученик. Эти дети очень эмоциональны и могут не понимать степень дозволенности, и эту степень мы как педагоги корректируем.

5. Мотивация, как движущая сила развития.

Для эффективной коррекционной работы следует создавать и поддерживать стремление ребёнка максимально реализовать себя на занятии и в жизни. И проявление стремления и интереса со стороны ребенка во многом зависит от взрослых. Если интерес и атмосферу удается создать, то творческая деятельность превращается в совместный отдых.
Когда я начинала работу, со своей первой группой – в самом начале был очень интересный момент. Я пришла от благотворительной организации в сформированную инклюзивную группу – ребята и родители ждали от меня подарков. Они уже привыкли к тому, что им благотворительные организации всё время что-то дарят. И привыкли жить в такой позиции, что от них откупаются, что на них не рассчитывают, что от них ничего не ожидают.

Сейчас, конечно уже появляются положительные тенденции, но в далёком 2008 году всё было не так. Своей группе я тогда сказала: «Ребята я знаю, что вы ждёте подарок, но самый большой подарок, который я хотела вам сделать – это помочь вам научиться чему-то новому, научиться делать что-то своими руками и приносить радость другим людям, попробовать самим что-то подарить, позволить ВАМ стать дарителями!»
Вы бы видели удивление в их глазах!
Не растерявшись, я продолжила. «А что если медицина шагнёт вперёд, появятся какие-то уколы или таблетки и вы станете здоровыми? И пойдёте по жизни с теми знаниями и навыками, которые у вас есть сейчас. А вы ничего по жизни своими руками не делали, и не знаете как. Вам ребята нужно готовиться к жизни. Какой багаж вы будете нести за собой? Какие знания? Как вы сможете стать полноценными членами общества, если будете только брать? Не ждите подарков, добивайтесь всего сами! Не думайте, что это навсегда, праздники и подарки. Скоро вы вырастете, так что готовьтесь к жизни и старайтесь так, как будто произойдёт чудо, и вы будете физически здоровы!» Шок, неверие и надежда в глазах детей. И я продолжила.«Давайте я вам помогу и научу работать с новым материалом – пластикой «Цветик», и всё, что мы с вами сделаем на занятиях, поделки и игрушки – вы сможете подарить вашим близким или друзьям!» Ребята загорелись, им стало это интересно, они начали стараться, внимательно слушать, им захотелось тоже дарить подарки. Вот посмотрите, какие работы выполняли, ребята с ДЦП !

Дети очень ждали занятий, и им очень нравилось заниматься вместе. Дети из многодетных семей были отзывчивыми и опекали детей с трудностями, а по окончанию занятия общались и делились впечатлениями. Когда я опаздывала, в силу своей занятости на основной работе, они очень боялись, что я не приду, ведь на занятие отводилось не так много времени. И когда я приходила – было столько радости. Это большая ценность инклюзивных занятий – именно возможность детей нормативных и детей с ДЦП дружить. Учиться общаться и быть дружелюбными. Находиться в атмосфере, где весло, хорошо и всё возможно и многое зависит от их старания и усердия. Нужно помочь им начать стараться. И вы должны как можно меньше жалеть их. Не делайте за них работу, не старайтесь дать меньше нагрузки, не выделяйте их трудности. И огромный плюс инклюзивных занятий в том, чтобы не просто находиться вместе и выполнять каждому свою работу, а сделать что-то всем коллективом. По окончанию занятий, выполненная работа – коллективное панно «Мартовские коты» Отправилась на выставку в Москву, на Российскую ассамблею искусств.
Там не было номинации для детей с ОВЗ. И мы отправили их работу просто в их возрастной категории, нигде не указывая диагноз. И они победили. И когда я на награждении открыла правду – зрители буквально побежали смотреть на эту работу, выполненную инклюзивной группой. По приезду обратно в Иваново я торжественно вручила грамоты.

Получая грамоты, ребята были в восторге, захотели сфотографироваться! Это были их первые победы на равных, где не озвучивался их диагноз до победы. Вот такой маленький экскурс по моему прошлому опыту 2008 года думаю можно завершить. И поговорить о том, с чем возможно вы столкнётесь, если у вас ещё нет своей базы, на которой вы уже работаете с такими детьми.

6. Роль родителей в образовательном процессе;

Всё - таки очень велика роль родителей и опекунов в развитии детей. Всегда в группах ясно видела, что быстрее развиваются детки, чьи родные очень стараются для них. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Обязательно попросите родителей принести медицинское заключение о диагнозе ребенка, для того чтобы точно знать, с какими трудностями столкнётесь. В случае дополнительного художественного образования, также до работы с детьми, вы должны позаботиться о том, чтобы родители принесли вам справку-допуск к занятиям, или написали подтверждение об отсутствии аллергической реакции у ребёнка на художественные материалы. В процессе работы родители должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребенка на занятиях, его достижениях, успехах и трудностях (это если ребёнок самостоятельно посещает заведение). В свою очередь, родители должны предоставлять информацию об особенностях поведения ребенка дома, о его отношении к игровым и учебным занятиям, о его эмоциональном состоянии, об особенностях общения с близкими, друзьями, чтобы вы могли учесть это на своих занятиях. В беседах с родителями целесообразно обсуждать этапные результаты коррекционной работы, разъяснять суть достигнутого, формулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого в практику реальных жизненных отношений. Мы должны быть уверены в том, что все члены семьи понимают необходимость коррекционной работы и готовы использовать это новое средство, будут стараться, и помогать своему ребёнку. И важно, чтобы все смогли прийти именно к внутреннему пониманию важности этого процесса, чтобы они понимали смысл и ценность всего происходящего, хотели помочь от всего сердца и верили в возможность прогресса, а не просто считали, что теперь они вынуждены это делать. То есть, очень благоприятно, если внутреннее принятие и понимание процесса было у всех членов семьи. Но может иметь место и обратная ситуация. Одним из препятствующих моментов коррекционных занятий, результатов этих занятий – может стать сопротивление родителей. Не скажу ничего нового, этот вопрос поднимается часто, даже на форуме «Сообщество», который мы посещали совсем недавно, на одной из секций прозвучал факт – многие родители и опекуны становятся созависимыми от своих детей с ОВЗ, они привыкают к ситуации, к диагнозу своего ребёнка, они адаптируются и не представляют свою жизнь по-другому. В моей работе тоже были такие моменты, некоторые родители, замечая серьезный прогресс ребёнка, прекращали посещать занятия. Один раз даже поднимался вопрос о снятии группы инвалидности, эта ситуация произошла с ребёнком с расстройством аутистического спектра. К сожалению - есть родители, которые не хотят таких результатов. Если у вас будет возможность поговорить с таким родителем и убедить его в том, что реабилитация нужна его ребёнку – это замечательно. Огромная ответственность лежит на родителях, очень много зависит от их желания помочь ребёнку реабилитироваться. Ключевую роль в лечении играют родители, которым тоже необходимы конкретные рекомендации и психологическая поддержка.
Перейдём к следующему важному блоку:

7. Методика преподавания лепки для детей с ДЦП в инклюзивной группе (что необходимо для начала работы; журнал наблюдений; методики).

1) Что нужно для работы – организационные моменты.
Если вы только-только собираетесь начинать коррекционную работу, не волнуйтесь - знание своего предмета и любовь к детям - преодолевают любую неопытность. Устраиваясь в организацию, первое, что вам нужно сделать – рассказать о себе ваш опыт работы квалификация, и программа по которой вы собираетесь проводить занятия. Не забывайте создавать портфолио – все сертификаты о повышении квалификации, ваши грамоты и грамоты ваших учеников, наглядно продемонстрируют вас как профессионала. Всё это должно храниться в папках. Заведите себе папочку - скоросшиватель. От организации или от вас зависит время занятий, набор группы (с учётом родителей), групповые будут занятия или индивидуальные, один час или более, и за какое время вы можете реализовать программу. Программа может быть развивающей, на постоянной основе, рассчитанной на несколько лет. Или досуговой, с нерегулярными занятиями, но тоже будет носить развивающий характер (это нужно для того, чтобы понять - будете ли вы проводить циклы занятий, или все занятия будут обособлены).

2) Методика преподавания
В работе с детьми с ОВЗ существует множество различных методик, можно приобретать специальные методические материалы, которых сейчас разрабатывается очень много (в тои числе игры). Но я при разработке своей программы всегда ориентировалась на минимум затрат и максимум результата. Так как эта проблема касается семей разного достатка и условий жизни, будь это город или небольшой населённый пункт, удаленный от крупных центров. Вы вправе выбирать, с какими материалами работать, вы можете выбрать программу, по которой будете работать, и утвердить её.

Всё зависит от вас и ребят, с которыми вы станете работать. Если это Индивидуальные занятия – начинать следует с пробных на определения развития моторики рук, внимания, и так далее, с опроса-беседы с ребёнком. Задайте вопросы родителю или ребёнку – А что он любит? Выслушав и взяв на заметку. Старайтесь задействовать его интересы и развивать его навыки с учётом его желаний, использовать развивающие упражнения можно занимаясь лепкой чего угодно. Поэтому часто в самом начале работы педагог ищет индивидуальный подход, ищет эмоциональный контакт с ребёнком. И только после того, как вы заинтересуете ребёнка в совместной деятельности – можно переходить к программе.
Молодому педагогу очень трудно сориентироваться на месте, поэтому в идеале у вас должны к каждому уроку быть конспекты, цели, задачи, и ход занятия – коротко, тезисами. И когда что-то вдруг идёт не так, посмотрев в конспект, вы снова сможете вернуться к ходу занятия.

Гораздо сложнее найти эмоциональный контакт в группе. Интересы у детей могут быть очень разными, здесь необходимо постараться мотивировать на работу всех ребят. Ребята в моей группе были разного возраста (от 8 до 14 лет) и с очень небольшим опытом лепки. И я подбирала занятия, стараясь максимально задействовать их интересы и применяя свои знания в работе. Одной из первых поделок, которые мы сделали – был Новогодний подарок в год быка: мы лепили из запекаемой полимерной глины бычков, которых они могли подарить кому-то или повесить на ёлку. Поэтому частью мотивации к работе были эмоции детей, связанные с предстоящим праздником.
Далее нужно учитывать не только интересы, но и уровень подготовки каждого ребёнка в группе. В первую очередь тестирование: в группе я подходила к каждому ребёнку и проводила проверку на мягкость и слабость рук, либо на то, насколько они напряжены. На эти мероприятия Нужно заложить время. Чтобы ребята не догадались, что я делаю первичный тактильный осмотр, в игровой форме пробегаю по рядам, знакомлюсь, говорю: «Давай познакомимся!», беру в свои руки его ручки и при этом - тактильно проверяю ладошки, ощущаю, на сколько руки ребёнка развиты, слабые пальчики или наоборот напряжены. Это необходимо для того чтобы скорректировать свою работу, понять какие у кого трудности и с чего начать. И в то же время мы устанавливаем с ребёнком незримый контакт в этот момент. Ребёнок не напрягается, не думает что это тестирование, ему весело и приятно. Даже родители не догадались без подсказки, ведь знакомство проходило и с ними, и с другими детьми.

Очень важно вам в этот момент тоже ничего не бояться, быть искренними. Дети интуитивно чувствуют ваше отношение. Может быть и так, что ребёнок не идёт на контакт, не даёт вам ручки. В таком случае опирайтесь в работе на наблюдения в процессе занятия, и на беседу с родителями.

Если у вас Индивидуальные занятия с ребёнком, то заведите журнал наблюдений, в котором вы будете подробно отмечать начальные данные и прогресс. Если у вас группа детей – ведите краткий журнал, в котором вы будете ставить плюсики, нолики и минусы. Я после статьи вам прикреплю примерный макет такого журнала. Можете вести этот журнал для каждого ребёнка, тогда строки его будете заполнять темами занятий, и легко определять прогресс каждого ребёнка. А можете вести этот журнал для группы, на каждое занятие, строки будете заполнять именами детей, и видеть общую подготовку всей группы, справляются ребята или нет.

Вы сможете увидеть динамику, отметить прогресс, скорректировать в какой-то момент занятия по программе. Например, мне не удавалось разработать пальчики, практически вся группа застряла бы, если бы я стала применять те же упражнения для развития мелкой моторики, что использую для детей, у которых тело более послушно. И чтобы нажать на все точки, заставить ручки работать – я перешла на фольгу, как вы видели в видео ранее. Я использовала её для проработки всех точек, каждого пальчика и ладони. При этом я говорила, что это необходимо для работы с пластикой и экономии материала. Здесь я не лукавила, фольга играла роль каркаса, внутренней части поделки, и затем облепливалась пластикой. На занятиях по моей авторской методике мы развиваем моторику, сенсорную чувствительность, используем разные материалы – фольгу, пластилин, пластику, картон, бумагу - чтобы предоставить ребёнку возможность получать и сравнивать разнообразные тактильные ощущения.
Коррекционный педагог должен быть всегда готов к импровизации. Нужно подстраиваться под ситуацию, понимая главные ценности процесса. Ведь в детском творчестве гораздо важнее не что вы делаете (лепите, или рисуете, в процессе дополнительного художественного образования, в моём случае), а как вы это делаете. И знания, которые вы даёте в процессе – важно насколько они полезны в этот самый момент. Бесполезные знания, знания которые нельзя сразу же применить на практике – вылетают из детской головы.

Моя программа рассчитана для детей с трудностями и для детей дошкольного возраста (от 3,5 лет). Огромное количество тем занятий, при этом в работе я использовала одни и те же приемы, упражнения и игровые методы. По конспектам можно понять цели и задачи занятия. Но специфика моей программы и основная причина высоких результатов, которых мы достигали с детьми – в методике преподавания. Опытному педагогу иногда достаточно посмотреть на одно занятие, чтобы сформировать представление о том, как преподнести в будущем любое своё занятие, обогатив его новыми для себя методами, наработками и «фишками». Но как показала практика, педагоги предпочитают один раз увидеть и услышать, чем сто раз прочитать.

В настоящее время выпускается цикл видео-занятий, который создается с использованием средств гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Эти видео представляют собой полноценные занятия, от начала и до конца. Просматривая занятия, каждый родитель или педагог может взять что-то своё. Все занятия в цикле направлены на развитие интеллекта и творческих способностей ребенка: памяти, внимания, речи, мышления, воли и усидчивости, воображения, ассоциативного мышления, крупной и мелкой моторики обеих рук. А так же в процессе занятий мы формируем самостоятельность, уважение и любовь к труду, учим основам безопасности и осторожности в обращении с предметами и инструментами.

Сейчас мы будем шаг за шагом разбирать методы лепки, которые являются одновременно упражнениями. Вы можете позаниматься со мной, по видео. Так вы и сами отдохнёте и лучше запомните упражнения, которые вам очень пригодятся в работе с детьми.

Идея разработки таких упражнений мне пришла от известных всем народных потешек и игр с ручками: ладушки, сорока-ворона, поймай пальчик, идет коза рогатая и многих других. Это мудрость наших предков, подтвержденная научными исследованиями – игры с ручками развивают творческое мышление воображение и моторику рук. Сначала массажики, потом игры в физкультминутках. И детям гораздо легче включиться в игры, и упражнения, которые я им предлагаю. Когда детям с ДЦП бывает очень трудно, мотивирую, вдохновляю, прошу постараться и со временем, замечаю, что они смело, прижимают пластилин, им уже легче даётся то или иное упражнение. А ведь они сами! Как мышцы накачали – разработали свои непослушные ручки. И вижу, как эти пальчики из слабых мягких и неуклюжих превращаются в рабочие и уверенные ручки.

И глазки становятся зоркие и внимательные. Упражнения начинаются с самых простых, и детям очень нравится, что все проходит в игровой форме. В цикле занятий колобок мы используем не пластику, а пластилин. Я беру Луч «Классика» он более жёсткий и мы успеваем разогревая выполнить необходимые для пальцев упражнения.

Я не открыла что-то совершенно новое, в своих занятиях я просто дополнила огромный педагогический опыт предыдущих поколений. Посмотрим видео занятие лепка для детей от 3,5 лет и старше Геометрические фигуры.

В следующей статье я хочу посвятить больше времени именно методике преподавания, упражнениям, игровым моментам, где мы всё наглядно и подробно разберём по - видео записи занятий. Если у вас возникли вопросы задавайте ваши вопросы и по возможности постараюсь на них ответить.

Спасибо за внимание к статье! Хочу, чтобы мой опыт вам помог! Всего вам доброго! Творческих вам успехов!
БНП СУБД «Ветер перемен» 2008-2024 © All rights reserved